/ +7 (495) 665 48 37

Литературно-исторический журнал «ВЕЛИКОРОССЪ» опубликовал рецензию на книгу В.Кеворкова

Литературно-исторический журнал «ВЕЛИКОРОССЪ» опубликовал рецензию на книгу В.Кеворкова  19.10.2015

Литературно-исторический журнал «ВЕЛИКОРОССЪ» опубликовал рецензию на книгу В.Кеворкова

В новую книгу Вячеслава Кеворкова (как следует из названия) вошли рассказы «Палач», «Вдова», а также «Ночной поезд» и «Пикколо». Вячеслав Кеворков – российский писатель, публицист, генерал-майор.
За свою долгую жизнь он стал свидетелем многих событий, в том числе исторических, о которых написаны тома книг и сотни статей. Но он не просто свидетель эпохи, но и сам «вершил судьбы страны». Конечно, от серьезных личностей читатель ждет документальной литературы, мемуаров и интервью. Это объяснимо и, конечно же, понятно. О Вячеславе Кеворкове действительно и сняты фильмы, и опубликованы статьи. И – что не исключено, он напишет и мемуары. Хотя его перу принадлежат несколько публицистических книг, вышедших как в России, так и за рубежом.
Вячеслава Кеворкова называют «Последним романтиком контрразведки». Согласитесь, редкая характеристика. А ведь он и в самом деле – удивительный человек. Разносторонний. Уникальный. И ... человек тонкой душевной организации. Чувственный. Искренний. Добрый. И об этом – несомненно – свидетельствует его художественная проза. Проза легкая, ажурная, иронично-изысканная.
.
Сборник открывает самый невероятный по сюжету рассказ «Палач». Легендарный писательский городок «Переделкино», который некогда находился в двадцати километрах к западу от Москвы, а теперь вошел в черту города, связан в сознании русского интеллигента, прежде всего, с именами блистательных его обитателей – Чуковского, Пастернака, Катаева, да и многих других. Никому до сих пор не приходило в голову рассказать о тех, кто были неотъемлемой и важной частью их жизни и творчества – об их верных друзьях, собаках. Не принимая в творческом процессе непосредственного участия, они, безусловно, на него влияли, более того, часто служили его эмоциональным фоном. Известно, что самыми верными и смекалистыми являются собаки дворовые. Обратной стороной этой добродетели у одной из них, героини рассказа – Кути, была ее безотказность, в частности, и в том, что касалось интимных связей. Результатом того было появление на свет многочисленных щенков, от количества которых творец Юрий Дмитриевич с хватился за голову и, гнушаясь брать грех на душу, решил обратиться за помощью к плотнику Саше, о котором ходили им же распространяемые легенды времен войны, как о безжалостном палаче. «Уж тот не погнушается утопить младенцев», – решил писатель. Однако наведавшись в дом плотника и поговорив с его женой, он пришел к выводу совершенно противоположному. Но не это главное. Чтобы узнать о главном, нужно прочитать рассказ до конца.
.
Что касается рассказа «Вдова», то изложенную в нем историю вполне можно считать реалистичной. Благополучная, вызывавшая зависть и восхищение пара, она – известная и привыкшая к восторгам публики актриса столичного театра, он – психиатр с именем и положением в профессиональном сообществе, была счастлива привычной и уютной жизнью вдвоем, порой даже сторонясь внешнего мира.
Внезапная смерть Виктора Павловича стала психологическим шоком для жены, выйти из которого она самостоятельно не могла. На помощь пришла Анна, подруга детства, ибо ни круга друзей, ни даже родных людей у вдовы не осталось. Анна, вняв совету ясновидящей, пошла на весьма сомнительный, но действенный шаг – попыталась разрушить идеал верности и преданности покойного мужа в глазах жены. Пережитые эмоции толкнули вдову на череду сомнительных поступков. Однако разочарование и горечь от приобретенного опыта вызвали у нее только осознание реальности и благодарность подруге за такое испытание.
В рассказе «Ночной поезд» автор призывает нас задуматься. Задуматься о том, что треугольник — фигура как в геометрии, так и в психологии древняя, много старше античности. Но и треугольник, сторонами которого являются две женщины и мужчина, по-прежнему актуален, дожил до нашего умудренного времени в первозданном виде. Мужчина, выбрав себе место во главе треугольника, мучается угрызе¬ниями совести, но не пытается ничего изменить, в надежде, что все само собой образуется. Метафорой рассказа является поезд, на котором можно доехать от главка до его филиала всего лишь за одну ночь. Времени, казалось бы, достаточно, чтобы осознать, наконец, почему путь туда и обратно окрашивается в разные цвета.
Рассказ «Пикколо» в чем-то биографичен. Автор когда-то жил в доме, где происходили события. В подворотне некогда импозантного московского доходного дома, построенного на слиянии переулков Чертольского и Гагаринского, 9/5, слева от въезда находилась едва заметная дверь, которая вела в крохотную каморку с единственным окном, где обитала одинокая женщина. Никто из жильцов не знал ее имени. Вхож к ней был разве что малообщительный дворник Петр да стая котов всех мастей, спешивших со всей пречистенской округи в четыре пополудни на ее звучный призыв: «Маргули кату!». Что значили эти загадочные слова, не ведал и кто, кроме хвостатых красавцев, которые в ту же минуту слетали с деревьев, вылезали из подвалов, подворотен и, вы¬тянувшись в длинную цепочку, терпеливо ждали своей очереди впрыгнуть в форточку крошечной «столовой».
.
Даже самая чистая и истинная жизнь имеет свой конец, о чем и дал знать тихой добродетельнице рок, когда на рассвете в крошечное оконце ударилась птица и так и не выжила, как ни пыталась выходить ее обиталица каморки. Событие по она восприняла как знак свыше – заканчивать свой земной путь, приняла его со смирением и послушанием, и стала готовиться к уходу из жизни. Вытащила из-под кровати давно заготовленный и рассохшийся от времени гроб, шкатулку с наградами за храбрость, проявленную ею в Первой мировой, зажгла свечу и к утру скончалась.
Приглашенный дворником Петром похоронных дел мастер, бывший офицер императорского гвардейского полка, после заупокойной трапезы узнал в покойнице обожаемую в полку медсестру, дворянку Любу, которая его, раненого, трое суток тащила на себе из тыла австрийских войск. А несколько дней спустя санитарные палатки с русскими ранеными подверглись тяжелейшему обстрелу австрийской артиллерии. И в тот момент, когда снаряды рвали на куски палатки и тела раненых, оставшиеся в живых, увидели, как молилась сестра Люба: «Господи, спаси Россию» – просила она Всевышнего.
На кладбище по Пречистенке гроб везли в повозке герой Первой мировой и дворник Петр, а провожала громадная толпа местных котов, образовавших скорбную процессию вдоль улицы. А котенок Пикколо, спасенный и выхоженный ею, забившись под подушку на ее кровати, терпеливо ждал возвращения любимой хозяйки.
Краткое изложение содержания книги – дело неблагодарное. Кому-то, может быть, теперь читать будет неинтересно. О чем книга, ясно. Но вот почему автор обратился к таким обычным, совсем не занимательным сюжетам? Удивить этим невозможно. Поразить – тем более. Сборник рассказов, написанный генерал-майором, на первый взгляд может показаться неким баловством известного человека. Но только на первый взгляд. Может быть, стоит задуматься? О чем? Но вот на этот вопрос читатель сможет ответить только сам. После прочтения книги. Я искренне в это верю. Ведь в книгу Вячеслава Кеворкова вошли рассказы, в которых автор говорит о людях своего времени – нет, не об известных личностях, с которыми сводила его судьба. А о тех людях, которые жили и живут рядом с каждым из нас. События разворачиваются в декорациях своего времени – в начале и середине ушедшего XX века. Именно этим и ценны наблюдения удивительного человека, тонкого лирика, честного офицера, мыслителя и благородного гражданина своей страны.