/ +7 (495) 665 48 37

В ПОИСКАХ ЭРЬЗИ

В ПОИСКАХ ЭРЬЗИ 27.10.2016

В ПОИСКАХ ЭРЬЗИ

8 ноября в день рождения великого скульптора в Саранске, в Театре оперы и балета , пройдет премьера кинопоэмы “Возвращение гения”.

Генеральный продюсер картины Владимир Пирожок рассказывает.

Мы два съемочных года жили - были вместе, рядом, пытаясь проникнуть вглубь, прикоснуться к истокам гения. Взглядом великого самородка, юноши-мордвина, снимали плавное течение Суры, золотистые поля, уходящие за горизонт. На нас из прошлого смотрели храмы, избы, проселочные дороги в Баево и Алатыре, помнящие его шаг. Он всегда был рядом, казалось, его душа не улетала отсюда и подсказывала нам, направляла.
Вслед за Эрьзей мы бродили по московским улицам, снимали в стенах училища, давшего ему профессию, спустя столетие возвращались к развороченным братоубийственной революцией окровавленным площадям.
Мы пересекли океан и ступили на землю Аргентины, чтобы открыть тайну Кебрачо и Альгаробо, тех дерев, которых он облагородил своим гением и ввел в мир высокого искусства.
Как и он, мы сплавлялись по сельве вглубь латиноамериканских джунглей, где Мастер нашел природный материал, отразивший его мир.
Мы месяцами рылись в архивах, открывая неизведанное: кадры хроники, документы. Мы на одном языке и об одном говорили с его исследователями, продолжателями, соратниками по искусству
Мы шли по следу гения, завороженные его судьбой, прекрасной и совершенной, как рассвет над Мостаравой.
И этот путь к гению испытывал нас на прочность.
Фильм о нашем фильме также, поверьте, жесток, испытателен, как и история нашего героя. Но и но! Когда затухала надежда, заканчивалось терпение и подступало отчаяние, мы говорили себе: с нами Эрьзя.
Мы твердили себе: я - ЭРЬЗЯ. И пример Мастера возвращал к работе, вдохновлял.
Я - ЭРЬЗЯ
Каждый из нас может и должен растить в себе родственность, близость к личностям такого масштаба. Главное в нашей работе и главное, что мы желали сказать нашим фильмом - донести до каждого уроки, нравственные, житейские жизненные, которые высекал из своих лет гений.
Ведь самое совершенное его творение: его судьба, судьба СВОБОДНОГО, ПОГРУЖЕННОГО В СВОЙ ТРУД, ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА СВОЙ ТАЛАНТ ХУДОЖНИКА
Разнеслось множество версий о жизни изгоя, несчастного, непризнанного, отвергнутого.
Все не так. Уже в 24 года Степан взлетел на Олимп славы, его имя повторяли в европейских салонах. Каждая его выставка собирала восхищенных поклонников. Он был победителем по жизни, а победителей… да, не любят, да, под их пронзительным светом очевиднее видна дешевизна, подделки, эрзац.
К гению льнут, но и опасаются гения корыстные проходимцы, живущие ради карьеры, ради богемного преходящего успеха.
ЭРЬЗЯ не нуждался ни в похвалах, сторонился погони за суетными благами, его домом была мастерская, где бы он ни странствовал. Его смыслом и целью был труд. Эрьзя впитал все самое лучшее, накопленное тысячелетиями на мордовской земле
УПОРСТВО ЦЕЛЬНОСТЬ БЛАГОРОДСТВО ВЕРНОСТЬ СВОЕМУ ПРЕДНАЗНАЧЕНЬЮ
ЭРЬЗЯ - не псевдоним или не столько псевдоним. Назвав корабль своей судьбы именем своего народа, двадцати двухлетний юноша бросил вызов всем , кто считал его народ забитым, провинциальным, неграмотным.
Я всем докажу, кто есть мы, всем, всему миру прокричу: мы неслучайны под этим небом
ЭРЬЗЯ - это вызов, возглас, крик: Я - ЭРЬЗЯ!
Я родом из народа, которого вы считаете отсталым. Я докажу нашу единственность , независимость , духовность , настойчивость .
Я вырву из небытия дух моей земли.
Точен памятник в Алатыре: юноша, опирающийся на древо родины, слившийся с ним, от него произошедший.
ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА - как же политизированные критики измывались над творцами, время жизни - творчества отдающие не заседаниям и борьбе за звездочки и блага. И где эти глашатаи, а также их последователи? где?!- в вязкой суете истории, на дне столетий
А ЭРЬЗЯ не предал себя, себя сохранил для искусства и счастливо переместился в век XXI в.
Он прежде гений нравственности, верно и правильно выдавивший из себя раба
Италия, 1907 год,  обманутый художник без гроша устраивается рабочим. А недавно он блистал на выставках в Ницце и Венеции, его принимали богатеи в своих вилах, толстосумы обещали ...
Обманули доверчивого самородка и он начинает с нуля и нисколько не стонет, пашет, желая заработать на свое орудие труда, на глину
И когда получает первый заработок, тут же на обеденном столе, забыв об окружающих, лепит стремительно фигурку, удостоверяясь - помнят ли руки?
Вокруг него собираются мастеровые, немо смотрящие на чудо
Руки помнят!
Талант его вел, его спасал, в самые тяжелые минуты поддерживал, убеждал- выживу, сотворю, прославлю родину.
1914-1920гг - беда, разруха, крушение страны, мир обезумел в кровавом угаре
Но художник живет по своим законам - он работает
ВЫЖИЛ СОТВОРИЛ ПОБЕДИЛ
ДА, победителей не любят, не боготворят или...просто забывают
Удивительно, но факт: открыл для себя странную вещь: коллеги, ну считающие себя людьми образованными, начитанными, и не слышали...
Эрьзя? не припомню...
Эрьзя? а, да да, припоминаю... Мордовский Роден кажется...
Как же пристало к нам вот это: себя подставлять под заграничные имена
При всем величии Микеланджело, гениальности Родена нельзя ни сравнивать , ни сопоставлять, ни каким то образом причислять Эрьзю к сонму великих.
ЭРЬЗЯ - абсолютно самодостаточное автономное своеобразное ЕДИНСТВЕННОЕ явление мировой цивилизации
Я ПРИНАДЛЕЖУ К ШКОЛЕ, КОТОРАЯ НЕ ПРИЗНАЕТ НИКАКИХ ШКОЛ. - это его девиз, так подходящий природе великого самородка
Один раз видели слезы на глазах семидесятилетнего Эрьзи – в аргентинском порту, когда обещанный корабль не принял художника, которому снился мордовский снег
Порадуемся за Гения: Степан Эрьзя на родине, на родине в окружении земляков празднует 140-летие, его творения боготворят весь мир и музей его имени хранит шедевры Мастера, пережившие века
Порадуемся и за нас: ЭРЬЗЯ С НАМИ