+7 (495) 984-97-87 / tender@galeria.ru

На круглом столе впервые обсудили методологию и философию реставрационного дела

На круглом столе впервые обсудили методологию и философию реставрационного дела 11.04.2017

На круглом столе впервые обсудили методологию и философию реставрационного дела

21 марта 2017 года в Центральных научно-реставрационных проектных мастерских по инициативе Союза реставраторов России прошел круглый стол «Методология и философия реставрационного дела». Участники дискуссии смогли поделиться с коллегами своими размышлениями о современной ситуации в реставрационной отрасли. Она волнует не только реставраторов, но и приглашенных для участия в обсуждении представителей Департамента культурного наследия города Москвы, преподавателей высших учебных заведений, искусствоведов. Со вступительным словом к участникам обратился Куликов Сергей Борисович, главный архитектор ЦНРПМ:

 Куликов.jpg
Фото Куликов С.Б.

 - Мы собрались для того, чтобы сформировать позицию Союза реставраторов по вопросам сохранения культурного наследия, донести до сообщества наши общие проблемы, принципы и требования к самим себе и к своим коллегам. Мы планируем провести серию круглых столов, посвященных различным проблемам. Второй круглый стол пройдет в конце мая-начале июня на тему научных исследований в проектировании, третий будет посвящен самим проектам реставрации и приспособления и на четвертом мы обсудим замыслы реализации на бумаге и дальнейшую практику их применения.
Тема первого круглого стола о методологии и философии в реставрационном деле до этого поднималась лишь в научных работах, но общего обоснования решений я за свои годы в профессии не слышал. Реставрация – это наука направленная на изучение культурного наследия, в которой теория и методология тесно взаимосвязаны. В современной отчественной реставрации мы сталкиваемся с историческими вызовами, которые еще двадцать лет назад только намечалось. Например, с реституцией церковных объектов, где на первый план выходят аспекты церковно-исторического понимания реставрации памятников. Также очень важно утрачивает в настоящее время качество выполнения работ, напрямую связанное с работающими на объекте культурного наследия людьми. Некачественно, с точки зрения научного подхода , сделанная реставрация буквально преображает памятник, точнее изменяет до неузнавемости, придавая ему никогда несуществовавший облик. Таких примеров очень много в Москве и в других городах.
По итогам круглого стола мы должны определить, что же является основой для начальной деятельности сохранения любого культурного объекта, так как сказать, что является конституцией памятника. В целом сохранение культурного наследия должно нам давать ощущение сопричастности к тому что было до нас, что мы передадим и оставим после себя.
В дальнейших выступлениях участники смогли выразить не только свою позицию на предложенные темы, но и рассказать о ситуации изнутри в той или иной области реставрации.

О реставрации в контексте истории своими размышлениями поделился Бодэ Андрей Борисович, архитектор-реставратор ЦНРПМ:

Бодэ.jpg
Фото Бодэ А.Б.

- Актуальность реставрации обусловлена необходимостью сохранения памятников прошлого, но с другой стороны противоречит естественному ходу развития жизни. Постоянное обновление свойственно человеческому мышлению. Только разнообразие и разумное количественное соотношение реставрационных подходов позволяет сохранить баланс. Для нашей страны существенным рубежом изменений остается второе десятилетие двадцатого века. Именно тогда произошел разрыв между традиционным развитием и активным внедрением нового творческого мышления, которое дало совершенно разные результаты и произведения. Если в первой половине XX века еще сохранялись строительные традиции, то во второй половине столетия просматривается их полное отрицание. За всю историю культуры столь резких противоречий между старым и новым не было. Этот обозначившийся разрыв и переоценка старого не только стимулируют реставрационную деятельность, но и дают новые методы работы по сохранению культурного наследия. На практике реставрация старых памятников будет фрагментарной, более молодые объекты будут подвергаться целостной реставрации. Развитие современных строительных технологий и конструктивных возможностей позволяет воспроизвести практически все, и это обесценивает исторические формы. В таком контексте на первый план должно выходить воссоздание памятника, которое основывается на критериях его достоверности. Реставрация – это нити, которые связывают прошлое и будущее в единое целое, удерживают культуру мира от распада и хаоса.

Калиниченко.jpg
Фото Калиниченко Ю.П.

Калиниченко Юрий Петрович, почетный президент института «Спецпроектреставрация», президент Академии архитектурного наследия, член Технического совета при Министерстве культуры России, архитектор-реставратор высшей категории говорил в своем выступлении о сохранении наследия и философии в реставрации:

- Тема философии в реставрации впервые обсуждается на круглом столе. Философскую значимость исторического наследия, его влияние на качество нашей жизни нельзя недооценивать. Философия – это форма общественного сознания, мировоззрения, система взглядов на мир и на место в нем человека. Из философии выделяются научные дисциплины, в том числе и научная реставрация. О влиянии личности на историческое развитие общества и культурное наследие говорили многие философы-классики. С тех пор многое изменилось в отношении к историческому наследию нашего прошлого. А отношение к нему в сегодняшней действительности совершенно иное. В восьмидесятые годы прошлого века Советом министров дважды рассматривался вопрос о реставрации. За последние десять лет не было ни одного обсуждения реставрационных проблем на таком уровне. Из всех предложений наших коллег в Государственную Думу о законодательных аспектах реставрации практически ничего не получило силу закона. Если говорить о философии реставрации советского времени, то тогда она характеризовалась как художественное ремесло, а строительство воспринималось как искусство и было совершенно отдельной областью. К сожалению, это привело к сегодняшней ситуации, о которой я говорил выше. Одна из важных задач для Союза реставраторов, общественной организации, имеющей региональные отделения – это серьезное изучение закона об общественном контроле и умение им пользоваться. Он позволяет в какой-то мере надзирать за действиями администрации, за соблюдением законодательства в составлении актов и прочих документов.

О реставрации в целом и ее региональных особенностях шла речь в докладе Соколовой Ольги Александровны, художника-реставратора, председателя Вологодского отделения Союза реставраторов России:

Соколова.jpg
 Фото Соколова О.А.

- Реставрация объектов культурного наследия – это огромный механизм, который содержит большое количество исследований, методических и научных разработок, концепций практической реставрации, протоколов и методик, направленных на сохранение и использование историко-культурного наследия. Разработке теории и методологии в реставрации посвящены исследования Лосева, Леликова, Боброва, Белозерова, Сизова. Одним из прекрасных примеров научной и практической работы в девяностые годы XX века стала реставрация фресок Дионисия датируемых 1502 годом в Ферапонтовом монастыре Вологодской области. Отсутствие методологических основ реставрационного дела может свести работу отрасли к хаосу. Объекты Севера остро нуждаются в сохранении и научной реставрации, когда так важно не потерять тонкую грань северного искусства.

Вопросы теории и практики в реставрации должны быть регламентированы и доступны реставрационному сообществу. В своей презентации Кондрашев Леонид Викторович, заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы, главный археолог города Москвы рассказал о связи реставрации и археологии:


- Одной из тем, которая касается проблем философии и которая связывает археологическое наследие и реставрационный процесс являются археологические руины. Для нас вопросы сохранения археологического наследия чрезвычайно важны. Традиция подлинности в археологии идет еще с древних времен. С XVIII века руины становятся самодостаточным фактором и превращаются в некий археологический объект. В археологии речь идет о консервации руин, уточнении правового статуса при включении объекта в реестр, управлении культурными ресурсами, популяризации и туризме. Политика музеефикации и консервации археологических объектов успешно проводится в Москве. В музее археологии Москвы, в Царицино, в Зарядье можно увидеть примеры таких работ. Но часто на археологических руинах пытаются воссоздать прекрасный образ прошлого. Дополнительной проработки требует вопрос о статусе археологических руин, что позволит более эффективно сохранять это историческое наследие.

Сохранение культурного наследия во многом зависит и от природных факторов. Доклад профессора кафедры инженерной геологии Российского государственного геологоразведочного университета (РГГРУ), специалиста в области инженерной гидрогеологии Пашкина Евгения Меркурьевича был посвящен сохранению памятников в их связи с окружающей средой:

Пашкин.jpg
 Фото Пашкин 

- В России очень сложные природно-климатические условия. Когда системный подход проникает во все сферы жизни, мы не имеем права отрывать судьбу памятника от внешней среды. Важнейшим свойством системы является неопределенность, которая должна нас волновать, и мы должны принимать технические рекомендации для сохранения подлинности памятников. Для того, чтобы представлять цели и задачи, мы должны не спорить о терминах, а договариваться. Управление сохранностью, а не визуализация охраны памятников - главное направление в их сохранении. Сбор информации о памятниках – это предотвращение дальнейшего их разрушения. Мы должны решить очень много предварительных задач, чтобы говорить о философии в реставрации.

Бобров Юрий Григорьевич, доктор искусствоведения, профессор, академик, член-корреспондент Российской академии художеств, художник-реставратор высшей квалификации выразил свое отношение к воссозданию памятников и их подлинности:

- Я всю жизнь работал с движимыми памятниками, но опыт последних лет руководства живописью в интерьере показал несовпадение теоретического и практического уровней. В нашей отечественной ментальности мы все время стремимся воссоздавать памятники в первоначальном виде. Но часто забывается подлинность тех остатков, которые история дала нам в руки. Это одна из основных проблем в архитектуре, где часто не считаются с подлинными элементами конструкций. Нам нужно переходить к западной концепции идеи консервации, о чем говорится и в Венецианской хартии, и в книге «Теория реставрации» Чезаре Бранди. Принципы научной реставрации, написанные Игорем Эммануиловичем Грабарем в двадцатые годы, к сожалению, так и остались на бумаге. До сих пор на русском языке нет четкого словаря архитектурных терминов, которые должны быть признаны реставрационным сообществом и лечь в основу законодательства. Союз реставраторов может подготовить почву для законодательных решений, разработать четкую и ясную терминологию, потому что законодательство в области сохранения памятников очень несовершенно. Вопрос воссоздания памятника, наделения его ценностью – это целостный подход, в котором нельзя быть субъективным. Нам не дано сделать как было. Я восхищаюсь пригородами Санкт-Петербурга, например, Царским Селом, где сохранилась прекрасная резьба XVIII века. Невозможно наделить объект статусом ценности, которая была присуща подлиннику XVI или XVII века. После воссоздания памятник должен стать произведением художника XXI века, в котором весьма очевидна разница между привнесенным и подлинным.