+7 (495) 984-97-87 / tender@galeria.ru

Интервью В.Пирожка – ген.продюсера фестиваля «СВИДАНИЕ С РОССИЕЙ» газете «НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ»

Интервью В.Пирожка – ген.продюсера фестиваля «СВИДАНИЕ С РОССИЕЙ» газете «НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ» 20.11.2015

Интервью В.Пирожка – ген.продюсера фестиваля «СВИДАНИЕ С РОССИЕЙ» газете «НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ»

«Нам нужно больше уважения к нашему кинематографу»
Продюсер Владимир Пирожок
Евгения Александрова




Третий кинофестиваль «Свидание с Россией» прошел в октябре в Молдове. Фестиваль, продолжающий традицию «Дней российской культуры», стал настоящим событием для молдаван и за несколько дней представил им как современное российское кино, так и забытую классику, а также знаковые работы студии «Молдова-фильм». «Новые Известия» поговорили с генеральным продюсером фестиваля Владимиром ПИРОЖКОМ о том, для чего нужен такой кинофестиваль и как зарубежная публика принимает наше новое кино.
– Владимир Владимирович, откуда такое романтичное название у фестиваля?

– Название нашего фестиваля – это наш пароль. «Свидание с Россией». Именно свидание, не форум, не брифинг. Теплое, доброе, открытое. Мы стараемся вернуть слову «союз», эпитеты к которому выстроили экономисты, политологи, естественное значение, сердечное.

– Почему вы проводите этот фестиваль именно в Молдавии?

– Да, третий год нас встречает благостная молдавская осень, и с каждым годом все более понимаю, насколько сильно притяжение между братскими народами – России и Молдавии. Наша вековая дружба соединена историей (и Дмитрий Кантемир дружил с Петром Первым, и великий Штефан чел Маре был в союзе с Иваном Третьим). Но она скреплена не только отношениями политиков, но и гениями. Это и Пушкин, вдохновленный Бессарабией, это и классики современной молдавской и российской культуры – Ион Друцэ, Евгений Дога, Эмиль Лотяну, многие актеры, которые начинали карьеру на студии «Молдова-фильм»… Мало кто знает, что на «Молдова-фильм» начинал Леонид Гайдай. Андрей Тарковский пробовался как актер в фильме «Сергей Лазо». Борис Барнет, классик советского кино, создавал свои шедевры в Кишиневе…

Эта цепочка в какой-то момент прервалась, после 1985 года. Наш фестиваль заполняет ту духовную нишу, которая раньше обозначалась как «Дни российский культуры в Молдове».

Фестиваль создавался на ощупь, но в третий год символ нашего фестиваля – аист, летящий вокруг российско-молдавского флага, «встал на крыло». Год был качественно иным. Фестиваль приобрел статусность, собирал полные залы, картины нашей программы показывали по городским каналам. Нас принимали первые лица республики: министр культуры Моника Бабук, примар (мэр. – «НИ») Кишинева Дорин Киртоакэ, примар города Бельцы Ренато Усатый, башкан Гагаузии Ирина Влах... В этом году двум членам нашей делегации присвоили высокие звания. Актриса Светлана Тома стала почетной гражданкой города Бельцы, а ваш покорный слуга – почетным гражданином родного Кагула.

– В чем особенность программы вашего фестиваля?

– Мы привезли в Молдову кино яркое, разножанровое, умное. Более 20 картин, некоторые из них не видел даже российский зритель. Можно сказать, в Молдове прошли мировые премьеры. Например, картина «Зеленая карета» Олега Асадулина, которую представлял актер Андрей Мерзликин.

Мы почтили на фестивале память Михая Волонтира. 15 сентября о великом актере скорбели и в России, и в Молдове. Вот художник, соединявший наши народы, и его творческая судьба – пример объединения двух наций. Благодаря Госфильмофонду мы привезли на фестиваль оцифрованные, отреставрированные картины с Михаем Волонтиром. Он ведь был не только Будулаем. Мировую известность ему принесла роль революционера Карлоса в фильме «Это сладкое слово – свобода». Показали и «Ответный ход», крепкий советский боевик. Также представили и камерные фильмы с его участием.

– Кто еще из российских звезд был на фестивале?

– В этом году «звездный десант» поистине блистал именами. Это и Евгений Дога, талисман нашего фестиваля, и киноактриса Зинаида Кириенко, и патриарх молдавского кино, режиссер Вадим Дербенев, который уже в 24 года стоял у камеры во время съемок одного из первых фильмов «Молдова-фильм» – «Атаман кодр». Спустя десятилетия он вернулся на свою кинородину. Светлана Тома, Эвклид Кюрдзинис, Ирина Лачина, продюсеры Наталья Мокрицкая, Алексей Рязанцев…

У «Свидания с Россией», на самом деле, двойная миссия. Мы знакомим с новым кино новой России, но мы же открываем по-новому и молдавское кино для самих молдаван, к сожалению, ими забытое. «Шедевры «Молдова-фильм» – в рамках этой программы отпраздновали юбилей картины «Последний месяц осени». Фильм вместе с молдаванами смотрели два наших живых классика – Вадим Дербенев (кстати, один из создателей той школы, которая получила мировое название «молдавское поэтическое кино») и Ион Пантелеевич Друцэ, который в свои 87 лет почтил нас своим присутствием. Он сказал молдаванам правду. Он как мыслитель имеет право говорить правду.

– Не было опасений за настороженность в Молдавии к россиянам?

– Молдова ведь во многом русскоязычная страна. Люди говорят и думают по-русски, следят за событиями в России, смотрят наши телеканалы. Да, мои коллеги с беспокойством ступали на молдавскую землю, опасались волнений… Начитались-насмотрелись... За первые полчаса вмиг все треволнения улетучились. Надо знать радушие хозяев!

Наш фестиваль – явление культурное. Волнения, конечно, есть, но либо высоко в верхах, либо на словах. А народ в своем большинстве душевный, мирный и радушный. Молдавская музыка, молдавское гостеприимство – это знаковые явления.

– В программе есть и молодежное кино, например, «Класс коррекции». Была ли молодежь на фестивале и как она принимала наше новое кино?

– Молодой зритель – главный на фестивале, и наше кино ему нравится. Эту картину представляла продюсер, уроженка Кишинева Наталия Мокрицкая. Она представляла и «Класс коррекции» – картину, которая завоевала десятки призов на мировых кинофестивалях, и «Битву за Севастополь».

– Вам не кажется, что современное российское кино – это такая узкопрофильная область? Кинотеатры во время этих сеансов зачастую пусты, но зато на фестивалях аншлаги…

– Я патриот российского кино. До моего сердца не доходят западные блокбастеры. Наше кино – чувственное, трогательное, душевное, умное. Поэтому то, что наше кино якобы никто не смотрит, что залы пустуют, – это легенда. Просто многие картины в силу прокатной политики не доходят до зрителя. Мне кажется, народ с жаждой смотрит новое русское кино. Мечтаю, чтобы его выпускали большим числом копий, чтобы прокатчики с большим патриотизмом относились к нашему кино и работали не только на «призрачную» кассу, думая, что раз кино голливудское, то народ обязательно на него пойдет, чтобы у нас был кинотеатр российского кино… Нам нужно больше уважения к нашему кинематографу, как, например, во Франции. Тогда, я уверен, наше кино обретет популярность.

Кстати, мы привезли на фестиваль и те фильмы, которые доказывают коммерческую успешность нашего кино. «Вий», собравший огромное количество зрителей, «А зори здесь тихие...»…

– Возникли ли какие-то новые проекты после успешного проведения нынешнего фестиваля?

– Итоги нашего фестиваля подвигают к предложению умножить энергию притяжения, проявленную в Молдове, и перенести цели, идеи (переложить модель) события на пространство иных государств, где не остыло влияние русской культуры, не ослаб интерес к русской идентичности, где необходимо подпитывать этот, увы, не вечный огонь.

Армения, Латвия, Киргизия, Литва, Белоруссия, Грузия... В каждой стране тяга к России значима, сильно влияние соотечественников, нуждающихся в нашей взаимности.

Мы провели предварительные переговоры с руководителями гуманитарных фондов, с представителями деловых кругов в каждой стране и поняли: поддержка будущему «Свиданию с Россией» гарантирована, участие принимающей стороны будет обеспечено.

Что позволяет нам с определенной уверенностью заявить о прогнозируемом успехе фестиваля, массовом вовлечении в его пространство жителей данных стран.

Так что в 2016-м планируем модель молдавского фестиваля применить и в других странах...

– Есть ли у вас какие-нибудь особенные планы на следующий год именно в Молдавии?

– Следующий фестиваль пройдет под знаком Эмиля Лотяну, ведь Молдова в следующем году отмечает 80-летие Эмиля Лотяну – художника, объединяющего своей судьбой и творчеством два наших народа. Поэтому мы предполагаем расширить разовый пятидневный формат фестиваля, следуя ожиданиям молдавского зрителя. Планируются новые встречи с известными российскими актерами, кинопремьеры, авторские вечера Евгения Доги и Светланы Томы, готовится специальная ретроспектива Лотяну-документалиста, в работе книга воспоминаний о режиссере, сборник Лотяну-поэта. В Молдову приедут коллеги, ученики мастера.

Готовится культурная программа, представляющая этническое богатство народов Российской Федерации. Фестиваль становится знаковым явлением в диалоге двух стран, объединяя добрые намерения, отторгая неприятие.

Также мы планируем провести ответные акции фестиваля в России (ретроспектива Григория Григориу, эхо «Свидания...» в Молдове в «Иллюзионе») и во Франции в Марселе в кинотеатре имени Эмиля Лотяну. Да, имя нашего художника ценимо и вдали от России.

Отмечу, что наш фестиваль выходит за рамки только кино. В дар городу мы издали книгу о Кишиневе и под одной обложкой «объединили» кишиневцев трех столетий – от Пушкина и Эминеску до Щусева, Михаила Калика, Кирилла Ковальджи. Это книга и о наших современниках – кишиневцах Израиля, Америки, России. За поддержку этого проекта я благодарен мэру Кишинева господину Киртоакэ и руководителю Россотрудничества Любови Николаевне Глебовой. Книга получилась. Тираж разошелся за неделю.


Справка «НИ»
Владимир ПИРОЖОК по профессии военный журналист. Закончил Военно-политическую академию, далее Экономическую академию при Минэкономики. В 1997 году создал группу компаний «Галерия» и до настоящего времени является бессменным председателем ее совета директоров. За эти годы «Галерия» зарекомендовала себя как авторитетная и надежная организация с высоким творческим потенциалом. В синематеке компании более 200 картин – документальных, анимационных, художественных. Как продюсер Владимир Пирожок получал награды ряда фестивалей документального кино. Спродюсировал документальные фильмы «Первая мировая война – забытые имена», «Шлем Гагарина», «О коренных и малочисленных народах России. Народ теле», цикл фильмов «Москва – наш общий дом», «Время собирать камни» и другие.